19 апреля 2018

Реклама, маркетинг и PR — не путать!

Назад к списку статей

 

 

В компаниях, как правило, всегда существует отдел пиара и маркетинга. Он отвечает за успешный процесс продаж, за оформление бренда компании, за рекламу и за связь с общественностью. На этом обычно и заканчиваются познания человека, который никогда не работал в таком отделе.

Существует также распространенное заблуждение касательно профессий. Люди не знают, есть ли разница между PR, маркетингом и рекламой. Для них это если не одно и тоже, то уж точно синонимы.

Разумеется, это далеко не так. Больше, чем прозвище «креативщики», маркетологов огорчает только если их называют пиарщиками.

Давайте разберемся, в чем главные отличия трех профессий.

Маркетинг

МАркетинг (вторая заглавная буква тут не случайна, ведь МаркЕтинг — это плохой МАркетинг) — это, если рассуждать глобально, управление процессами сбыта продукции на основе различных анализов и исследований (цифр), а также с помощью инструментов продвижения, включающих рекламу и PR. Есть стереотип о том, что маркетолог при необходимости может сделать рекламу. Это не совсем так. Он конечно способен, однако это не его специальность. Возьмем, как пример, работу анестезиолога и хирурга. Хирург, конечно может сделать анестезию, но его задачи более широкого профиля. Анестезия — работа анестезиолога, и он с ней справится лучше всего. Поэтому не стоит просить вашего маркетолога заниматься рекламой, это все-таки не его задача.

Пример:

Вы — мебельная фабрика и вам нужно срочно поднять продажи. Значит, вы придумываете акцию, скрипты для персонала под эту акцию, определяете канал рекламы и моторику всех действий. И помимо обычного запуска, вы в ходе реализации следите за происходящим и корректируете по необходимости.

Реклама

Реклама — это направление в маркетинге, где целью является распространение информации о рекламируемом объекте для привлечения максимального внимания к нему. Грубо говоря, реклама — это рупор, который трубит всем о вашей продукции, скидках, акциях и новых позициях. Задача рекламщика, чтобы об этом узнало максимальное количество людей. Для рекламы используются билборды, баннеры на сайтах, обьявления в транспорте. Нужно максимально ярко и доступно «прожужжать уши» потенциальному покупателю, сделать так, чтобы товар постоянно был у него на виду. Как можно понять, реклама — лишь отрасль маркетинга, которая отвечает за распространение информации, в то время как маркетинг — за процесс продаж вообще.

Пример:

Вы запускаете новое направление международных транспортных перевозок. А значит, вам нужно рассказать об этом людям, чтобы они узнали, что у вас есть такое предложение. Способ донесения информации может быть любой: билборды, штендеры, радио, баннеры на известных сайтах и т.д.

PR

PR (он же Public Relations, он же связи с общественностью) — это технология в маркетинге, благодаря которой происходит формирование общественного мнения об организации, бренде, личности на долгосрочной дистанции. Но в чем же разница PR и рекламы, ведь и те и другие специалисты работают с информацией? А разница в следующем: рекламщик должен рассказать эффективно о продукте, а пиарщик должен сформировать у общества позитивное мнение о вашей компании. Если кого-то спросят: «Какой ресторан самый лучший?», то сразу станет видно, пиарщики какого ресторана постарались больше всего. Пиар — самая сложнооцениваемая специальность, так как включает в себя очень много инструментов. Это и конференции, и отзывы, и этика компании, и соответствие бренду, и много еще чего. Чтобы объяснить, почему сложно оценить работу пиарщика, приведем следующий пример.

Допустим, вы в свою компанию наняли шикарного специалиста по связям с общественностью. Он отработал не то что на 5 баллов, а на все 10. Все в городе знают вашу компанию, относятся к ней положительно и даже лояльно. И благодаря этому вы решаете поднять цены. Но как оценить насколько на это (на возможность поднятия цены) повлиял PR, непонятно. Люди могли быть и сами готовы к поднятию цен. Таким образом отследить разницу можно только в гипотетическом сравнении.

Еще один пример, который хорошо обьясняет суть работы PR.

Пример:

Вы — ювелирная компания и хотите поднять свой статус в глазах ВИП клиентов. Для этого вы устраиваете роскошный раут для этих людей. И конечно же, потом это мероприятие вы пиарите по всем каналам рекламы. Таким образом у общества складывается необходимое хорошее впечатление о вашей компании. Так как строится положительная ассоциация между вашей компанией и качественным мероприятием.

Что еще?

PR и Реклама по своей сути похожи больше, чем PR и маркетинг. Маркетинг легче отследить, кроме этого он, как правило, работает с более узким сегментом аудитории. Если хорошо настроенный маркетинг ставит своей целью удовлетворить узкий сегмент аудитории, ЦА, то пиар работает глобальнее. Для него цель, чтобы люди всех возрастов одинаково хорошо относились к компании. Пиар готовит почву для эффективного воздействия рекламы и собственно качественной работы маркетинга.

Новые правила маркетинга и рекламы диктуют свои правила, которые еще в ХХ-м веке были совершенно другими. Маркетинг и реклама, в отличии от пиара, концентрируются прежде всего на экономической выгоде. Для пиара же экономическая выгода компании стоит на втором месте, а вот концентрируется он на отношениях с людьми и связях с ними, этим и отличается от двух других специальностей.

Если попробовать показать, что же общего у маркетинга, PR и рекламы, то можно сказать, что у них общие цели — добиться наилучшего взаимопонимания между компанией и клиентами.

Так может ли человек объединять в себе все три этих направления?

Больше нет, чем да. Хороший маркетолог может быть хорошим рекламщиком, так как эти процессы связаны достаточно честно. Но вот пиарщик — это специалист совершенно из другой области. Как правило он не экономист, а журналист, с хорошими связями с общественностью, умением писать пресс-релизы и проч. Не случайно в вузах есть два направления «Маркетинг и реклама» и «Журналистика и PR».

Надеемся, мы разрушили распространенные стереотипы.

Назад к списку статей
Подпишитесь на наш канал и будьте в курсе новостей и возможностей мира IT.