17 апреля 2019

Мэри Ротарь про IT-курсы, карьеру после них и готовность преподавать

Назад к списку статей

Встретились с Мэри Ротарь, сооснователем IT-курсов IAMPM, и получили полезные ответы на волнующие вопросы.

1. Как выбрать направление курсов, если ты хочешь войти в IT, но не знаешь, что тебе ближе?

Начинать всегда нужно с того, к чему лежит душа. Часто, уже есть какой-то опыт работы, на который можно опереться. Порой, приходится идти от обратного и разбираться, чего точно НЕ хочется делать. В IT кроме программирования есть огромное количество специальностей. Контент-специалисты, проектные менеджеры, маркетологи, рекрутеры — все они тоже IT-шники. Поэтому, если нет желания каждый день по 8 часов писать код — это не страшно. Чтобы сделать правильный выбор, лучше почитать о разных специальностях и пообщаться с теми, кто в теме. Мы часто консультируем по таким вопросам и, чаще всего, достаточно просто поговорить полчаса с человеком, чтобы понять, что ему ближе.

2. Какие нетехнические тематики IT-курсов наиболее востребованы и почему?

Сейчас очень большой спрос на управление продуктами и бизнес-анализ. Это прямо топовые направления как среди студентов, так и по вакансиям. Рынок повзрослел, стало больше сложных проектов, и нужны специалисты с глубокими и системными знаниями, а на рынке таких пока мало. Очень большой спрос среди компаний на контент-специалистов, только вот не все студенты это знают. Так что у нас обычно открытых вакансий не меньше, чем учащихся в группе. Уже который год большой спрос на менеджеров проектов и все более популярной становится специальность Scrum Master.

3. Есть ли интерес со стороны компаний к выпускникам без опыта?

Да, на рынке не хватает специалистов и многие компании готовы брать новичков. Другое дело, что если студент пропускает занятия и не выполняет домашние задания, то в конце обучения ему нечего рассказать о себе на собеседовании и нечего показать будущему работодателю. По нашей статистике студенты, которые не ленятся в 99,9% устраиваются на работу через месяц-два после окончания курсов.

4. Какой оптимальный путь поиска первого места работы для выпускника курсов?

Беспроигрышный алгоритм:

  1. Выбрать специальность, которая нравится, чтобы хотелось учиться 24/7.
  2. Быть активным студентом, делать все домашки и задавать вопросы. У нас на всех курсах домашние задания — это симуляция реальной работы, такое не стыдно показать рекрутеру.
  3. В середине курса поработать над своим резюме, попросить совета от спикеров и менторов и внести правки в CV. После этого хорошо бы заполнить свой Linkedin.
  4. Еще до окончания курса нужно начинать искать вакансии junior и intern. Ходить на собеседования. Много ходить на собеседования. Не терять надежды, ведь умение подать себя — это тоже навык, и тут нужна практика.
  5. Порой, неплохо на первые три-четыре месяца работы понизить свои зарплатные ожидания, чтобы быстрее получить первую должность и показать себя в деле. Как только будет какой-то опыт, если вы стоите своих денег, вам их заплатят. Просто работодателю тоже нужно понимать, что вы можете.
  6. Все это время нужно обучаться, и я сейчас не о курсах. Не знаете ответ на вопрос из тестового задания? Найдите решение. Спросите у преподавателей, в чатиках, погуглите, наконец! На самом деле, в процессе поиска работы, порой, можно прокачаться не меньше, чем в процессе самой работы.

5. Почему курсов и выпускников много, но все равно у IT-компаний острая необходимость в новых кадрах? Куда же пропадают выпускники?

Ох… к сожалению, я четко знаю ответ на этот вопрос, так как мы тоже нанимаем сотрудников и видим, что творится на рынке. Очень много тех, кто считает, что «будет легко». На самом деле, без желания постоянно учиться и много, очень много работать, в IT можно только «войти и выйти». Ведь ни на каких курсах нельзя научить человека, который не готов учиться. Лично я всегда говорю новичкам, что будет сложно, очень сложно и долго. Начинать стоит, только если это не пугает.

6. Как практикующему специалисту оценить уровень своей готовности к преподавательской деятельности?

Мне кажется, первый «симптом» готовности — это жгучее желание делиться знаниями. Оно как зуд :). Вы готовы, если вам очень нравится объяснять новым членам команды, как выполнять работу, а им нравится слушать то, что вы объясняете. У хорошего спикера на любое теоретическое правило должен быть пример из реальной жизни. Если это есть, с остальным будет проще. Выступать можно научиться, также, как и не бояться публики. Главное, чтобы были знания, которые можно передавать.

7. Какой алгоритм действий, если хочешь стать преподавателем?

Я думаю, что самое первое — это понять, что хочется рассказать и подготовить тезисы к одной какой-то лекции. Потом можно прийти с ней на курсы, конференцию или митап. Хорошая команда организаторов или куратор программы всегда помогут с подготовкой. Они адаптируют вашу идею для целевой аудитории, проведут с вами репетицию и укажут на проблемные места, даже помогут оформить презентацию и сделать ее более веселой. Мы, например, практикуем «бонусные лекции» для студентов с новыми спикерами. Это помогает потренироваться и пообщаться с реальными слушателями, но, при этом, в случае, неудачной лекции, никто не страдает и можно поработать с обратной связью.

8. Кому точно не стоит идти в преподаватели?

Чтобы проверить, готовы ли вы преподавать, объясните своей бабушке, где вы работаете так, чтобы она поняла, или научите десятилетнего племянника чему-то из своей профессиональной деятельности. Если нервов не хватит даже на 5 минут разговора, стоит повременить с преподаванием. А вообще, обычно, тем, кому нравится мысль быть спикером или ментором, точно стоит пройти через этот опыт. В процессе вы поймете, насколько это ваше. В любом случае, пользы точно будет больше, чем вреда.

9. Напоследок посоветуйте нашим подписчикам книгу.

Очень советую «Джедайские техники» Дорофеева. Совсем недавно добралась до этой книги и это лучшее, что я когда-то читала по тайм-менеджменту. Управлять своим временем нужно каждому. Ведь у всех нас 24 часа в сутках, но вот каждый добивается за этот промежуток времени разных результатов. В IT нужно учиться делать максимум возможного и, при этом, не перегорать. Эта книга помогает понять как.

 

Назад к списку статей
Подпишитесь на наш канал и будьте в курсе новостей и возможностей мира IT.