12 июля 2018

TESLA — часть амбициозной сети с гениальным маркетингом

Назад к списку статей

 

 

Идея электрического автомобиля абсолютно не нова. Еще в 90-е годы Дженерал Моторс выпустили известный электрокар EV1. Широкого распространения он, правда, не получил. Возможно — действительно умышленное сдерживание отрасли, как в фильме «Кто убил электромобиль», а возможно — он просто опережал свое время. Ведь мода на экологию пришла позже.

Спустя годы, компания «Tesla Motors» (еще не Tesla) решила все таки рискнуть и выпустить собственный автомобиль.

Миф о том, что «Теслу» изобрел Маск

Илон Маск владел акциями в PayPal, основал собственную компанию SpaceX и нет ничего удивительного в том, что предприимчивый ученый счел разумным и интересным инвестировать в молодую компанию «Tesla Motors» 7,5 $млн.

Сразу стоит развеять миф о том, что Теслу построил и основал именно Илон Макс. Компанию основали два инженера: Мартин Эбехард и Марк Тэппинг в 2003 г.

Марк Тэппинг уже долгое время увлекался спортивными авто. Пришло время, когда инженера серьезно заинтересовали проблема глобального потепления и жесткая зависимость транспортных средств от запасов нефти на планете. К тому же, давали о себе знать непрерывно возрастающие цены на топливо. Марку ничего не оставалось, как создать компанию по производству электромобилей в Калифорнии. Проблему стартового капитала помогли решить создатели такого гиганта, как Google, — Сергей Брин и Ларри Пейдж, а наибольшую сумму инвестировал упомянутый выше Илон Маск. Начиная с самого старта, Маск участвовал в формировании долгосрочной стратегии развития новой компании, активно участвовал в проектировании авто нового поколения и вошел в совет директоров Tesla Motors.

Чего достигла компания за 15 лет

Казалось, что электрокары появились на улицах относительно недавно, однако компания существует уже 15 лет! И вот перечень ее достижений.

  1. Созданы автомобили, перемещающиеся исключительно с помощью электричества, без малейшей необходимости использования нефтепродуктов в любом виде;
  2. Построена фабрика по производству аккумуляторных батарей для автомобилей Tesla;
  3. Минимальная дистанция, которую может преодолеть электрокар, составляет 300 км;
  4. Организовано производство составляющих для электрокаров других производителей, например, Smart ForTwo electric driveили Toyota RAV4 EV;
  5. Построена сеть «электрозаправочных» станций, где можно заправить собственный электромобиль в течение получаса, не заплатив при этом ни цента, на данный момент по всей планете имеется 370 таких заправок; в дальнейшем планируется внедрение платной услуги по замене разряженной батареи на новую;
  6. Летом 2014 г. Маск заявил о намерении открыть все свои технические секреты производства электрокаров – таким образом, у других производителей также появится возможность выпуска данного вида транспортных средств.

Маск в Tesla работает не только над одними лишь автомобилями. Он смотрит на ситуацию альтависта: работая над системой в целом, он готовит прочный плацдарм для развития всей индустрии. Распространению автомобилей с электрическим двигателем так же способствуют конкурентные производители. Сейчас уже не только Tesla делает подобный транспорт — лидирующие компании, такие как Porsche и Mercedes-Benz, подхватили тренд. Маск добился своего — своим проектом он доказал что электромобиль «круче» классического, с двигателем внутреннего сгорания. Ярким подтверждением служит спорткар Tesla Roadster.

Tesla Roadstar

Первым официально презентованным авто от компании Тесла стал Tesla Roadstar в 2006г. Презентация проходила в аэропорту Санта-Моники и была закрытой. Производство авто началось в 2008г, а уже к 2012г. количество сошедших с конвейера Роадстаров составило 2600 единиц. К этому времени самые активные пользователи электромобилей уже набирали километраж, превышающий 200 тыс. км.

Основой для разработки Роадстара стал Lotus Elise S2 — спортивный авто среднего класса. Роадстар располагает 3-фазным 4-полюсным асинхронным двигателем переменного тока. Управление — частотное. Реализовано воздушное охлаждение. Силовая установка способна создавать мощность порядка 248 л.с. (185 кВт) и крутящий момент в 270 Нм. Передача крутящего момента происходит через одноступенчатый редуктор (BorgWarner) на задний мост. За 3,9 секунды такой авто может разогнаться почти до 100 км/час. Производителями установлено ограничение максимальной скорости – 201 км/час. При всем этом максимальная дистанция перемещения составляет 300 км.

В 2014г. Маск объявил об очередном обновлении Roadster до версии 3.0. Что отличительного внесло обновление: установлен аэродинамический пакет, снизивший коэффициент аэродинамического сопротивления с 0,36 до 0,31; увеличена дальность хода до 640 км; емкость литиевой батареи теперь стала 70 кВт*час; и внесение обновлений ожидается также и в будущем.

И в наши дни, совсем недавно, в космос отправился крайний представитель вида Tesla Roadster.

Кроме роадстера существуют еще несколько линеек моделей:

  • Tesla Model III
  • Tesla Model X
  • Tesla Model S

Стратегия, что не ограничивается лишь Tesla

Автомобильных компаний много, и Tesla, хоть и производит электрокары — все же ничем выдающимся не отличается.

Однако, ее интересно рассматривать с позиции глобального маркетинга. Обратите внимание на проекты, которыми занимается Илон. Большинство из них ориентированны на инновации в технологиях и популяризацию того, что в шутках называют «будущее среди нас». Электрокары, полеты на Марс, электронные платежи (для своего времени они были вполне инновационными), глобальный вайфай по всему миру. Таким образом Маск берет под контроль самые «двигательные» сферы в мире — космонавтику, экологию, финансы в какой-то степени. Также он всем нравится.

Мало найдется людей, которые недолюбливают изобретателя. Для СМИ он себя позиционирует как обыкновенный человек: парень играет в overwatch и пишет в Twitter, про него делают «мемы», которые хорошо прижились в народе. The Boring Company — не приносит основателю такой существенной прибыли, как свои старшие братья Tesla и SpaceX, однако у нее другое назначение. Она делает «хайповые» игрушки, как например огнемет. Недавно Маск заявил, что хочет выпускать собственные сладости.

Финансирования ему хватает с основных проектов, поэтому все эти «шуточные» компании создаются лишь для популяризации личного бренда.

На примере Илона Маска можно очень отчетливо показать, как строится настоящий маркетинг — на всех уровнях.

  • «Позитивные эмоции» — шуточные компании и продукты.
  • «Я такой же, как и вы» — создается «обыкновенной жизнью» Маска. У человека с таким образом покупать хочется охотнее, чем у миллиардера с островом и яхтой.
  • «Я за экологию» — модный тренд, которого Маск удачно и крепко оседлал. Также, в рамках этой части стратегии, он инвестирует и поддерживает экологические акции и стартапы смежного направления.
  • «Первый в мире» — первый электрокар создал не Маск, однако средний человек этого не знает. Удачная акция. На Марс отправлялись спутники, однако сейчас СМИ уделяют мало внимания исследованиям НАСА и Роскосмоса. А вот «частный» космодром Маска будоражит воображение.

Таким образом, он попал практически во все уязвимые части потенциальных клиентов.

Не известно что для Илона приоритетнее — двигать человечество вперед или приумножать состояние, используя эту идею? Мы (возможно под воздействием его пиара) склоняемся к первому варианту.

И, как бы ни было, в Tesla и в остальных частях масковской сети — гениальные маркетологи. Отдельный продукт не имел бы такого успеха, а вот комплекс со смежными идеями — вполне эффективен.

Кто такой Илон Маск — решать каждому для себя.

Назад к списку статей
Подпишитесь на наш канал и будьте в курсе новостей и возможностей мира IT.